МКДОУ Центр развития ребенка-детский сад №3 село Новая Усмань
«Адаптация ребенка к условиям среды в ДОУ».Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от личностных и психофизиологических особенностей ребенка, от семейных отношений, от условий пребывания в ДОУ. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие ребенка и благополучное существование в детском саду и семье. С приходом ребенка 3-4 лет в детский сад в его жизни происходит много изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к неврологическим реакциям, таким, как каприз, страх, отказ от еды, частые болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой, обычной среды в среду дошкольного учреждения. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателя и родителей в адаптационный период ребенка в ДОУ. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду. По наблюдению психологов срок адаптации составляет: · В яслях от 7 до 10 дней. · В детском саду в 3 года от 2 до 3 недель. · В старшем возрасте до 1 месяца. При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде. Выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду : острый, подострый, период компенсации. Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая. · Легкая адаптация детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, за 10-15 дней, у детей которых подготовили родители – в первую очередь они учат детей самостоятельности, ребенок может сам раздеться, сесть на горшок, сам держать ложку – кушать ею, пить из чашки. Выходя с ребенком на улицу, мама объясняла, что надо играть со всеми детками и делиться своими игрушками. Весь труд мамы не пройдет даром, это в дальнейшем скажется на благосостоянии ее ребенка, и легкой адаптации к детскому саду. · Средняя адаптация – это когда поведение ребенка выражается более ярко. Нарушение сна и аппетита нормализуется в течении 20-40 дней. Эмоциональное состояние не устойчиво в течение месяца. В это время у взаимоотношений со взрослым не нарушается, речь восстанавливается на 30-40 день, двигательная активность ребенка на протяжении 35 дней. Функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни когда ребенок заболевает (в виде респираторной инфекции, протекающей без осложнений). Течение такой адаптации бывает у детей от 9 до 10 месяцев до 1,5 лет, у детей дошкольного возраста, имеющих отклонение в состоянии здоровья, или педагогически запущенных. · Тяжелая адаптация – таких детей намного меньше, они адаптируются к детскому саду в течение 2 месяцев, а иногда и пол, года чтоб он привык. Дети от 1.5 до 2 лет повторно заболевают, неблагоприятно отражается физическое и нервно – психическое состояние ребенка. Этот вид адаптации у детей имеющих отклонения в здоровье последствия токсикоза беременности матери и т. д. Так – же характеризуется проявление неадекватного поведения с невротическим состоянием. Дети избегают контакта со сверстниками, проявляют агрессию, к взрослым относятся осмотрительно. При тяжелой адаптации нервно – психическое развитие ребенка замедляется. Игровая деятельность и развитие речи отстают, в период от 3 лет наиболее активно формируются личностные качества ребенка: психика становится бурной и ранимой, чувствительной к отягощающим обстоятельствам. Тяжелая адаптация сказывается неблагоприятно на ребенка, его здоровье нормализуется в течении нескольких лет. Легкое привыкание ребенка зависит от эмоционального состояния. Период адаптации завершается в течении 3 месяцев, если в течение 6 месяцев ребенок не адаптировался к социальным условиям существует угроза его здоровью. В таком случае требуется помощь других специалистов. Дети во время адаптации часто болеют, поэтому с первого дня пребывания ребенка в ДОУ мед. персоналом и педагогом проводятся мероприятия оздоровительного комплекса. Это закаливание, игровые методы взаимодействия. Также соблюдается режимные моменты в течении дня, во время режимных моментов педагог создает положительную обстановку, читает потешки, рассказывает сказки, поет песни. Создает дружелюбную атмосферу среди детей и взрослыми. В первую неделю педагоги и психологи рекомендуют приводить ребенка на 2 часа, и желательно не с утра когда воспитатель не может уделить большего внимания вновь поступившему ребенку, а на час позже, ребенка дома обязательно надо покормить потому, что многие дети отказываются от пищи в детском саду. Мама может находиться с ребенком в группе для того чтоб ребенок быстрее освоился и привык к режиму и условиям ДОУ. Во вторую неделю ребенка уже без мамы, но также на 2-3 часа, ребенок уже знаком с окружающими и ему намного легче переносить разлуку с близкими. На третью неделю ребенка оставляют до обеда, ну а на четвертую неделю ребенок остается на сон час. Так постепенно в течении месяца ребенок приспосабливается к новым социально значимым условиям. Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают ребенку эмоциональный комфорт. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения. Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Но в это время тяжело не только детям, но и родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. 6 марта 2016 в 16:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.